Санитарный, гигиенический, эпидемиологический контроль в медицинских учреждениях и на объектах обслуживания населения имеет ряд требований. Они регламентируют как проведение дератизации, дезинсекции, дезинфекции, так и оформлении отчетной документации. Ее форма закреплена на законодательном уровне, некоторые нюансы уточняются требованиями СаНПиНа, Роспотребнадзора. Как оформлять журнал учета дезинфицирующих средств? И зачем он нужен?
Для кого актуально
- Мест временного пребывания людей и животных. Это хостелы, гостиницы, санатории, базы отдыха, общежития, приюты для домашних питомцев;
- Спортивных объектов – бассейнов, спортивных залов, площадок, тренажерных залов, кабинетов лечебной физкультуры;
- Организаций оздоровительного направления (бани, сауны, СПА-центры, массажные кабинеты);
- Учреждений медицины. Это могут быть больницы, морги, поликлиники, родильные дома, перинатальные центры, санатории, аптеки, диспансеры, научно-исследовательские центры, лаборатории, частные клиники;
- Организаций, представляющих сферу бытового обслуживания. Речь идет об ателье, ремонтных мастерских, сервисных центрах, ритуальных агентствах;
- Заведений культуры – музеи, галереи, выставочные залы, арт-пространства и прочие учреждения;
- Образовательных школьных и дошкольных учреждений, институтов, академий, университетов, центров повышения квалификации;
- Торговых предприятий – гипер- и супермаркетов, коммерческих павильонов, шоу-румов, салонов, промтоварных и продуктовых магазинов;
- Заведений общественного питания (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, молочные кухни, кондитерские, фуд-корты);
- Промышленных предприятий, цехов, площадок, терминалов;
- Транспортных компаний, владеющих собственным автопарком или оказывающих услуги перевозки.
Особенности оформления отчетной документации
В журнал учета дезинфицирующих средств вносят следующие сведения:
- Данные об объекте. Это полное наименования, адрес, идентифицирующие номера компании, специфика деятельности (в случае наличия лицензии на определённый вид работ указываются ее реквизиты);
- Крайние даты начала и окончания его ведения;
- Информация о сотрудниках и их должностях, на которых приказом возложены обязанности проведения мероприятий по дезинфекции и заполнения отчетности (приказ может быть вложен в журнал);
- Графа для согласования с контролирующим органом – территориальным подразделением СЭС;
- Поле для подписи руководителя предприятия, санитарного врача территориального органа надзора.
Кроме оформления, в журнал входят три таблицы. Одна уточняет потребность в дезинфектантах с учётом специфики деятельности компании и локации, планировки ее помещений. Вторая фиксирует приход средств дезинфекции. Это позволяет легализировать закупку препаратов, подтвердить их сертификацию и безопасность применения в помещениях определённого типа. Третья таблица необходима для записи мероприятий, которые проводятся на объекте с учетом особенностей его деятельности, имеющегося графика и предписаний руководящих органов в конкретной отрасли. Данные вносятся в хронологической последовательности.
От ответственного лица требуется безукоризненное заполнение указанных сведений, точное и без исправлений внесение информации. Некоторые компании доверяют столь ответственную работу службам дезинсекции. Они ведут подобный журнал в точном соответствии с нормами действующего законодательства, локальных нормативно-правовых актов для конкретной отрасли.
Кроме перечисленных сведений, обязательно уточнить количество и сроки поступления химических дезинфицирующих препаратов. Для идентификации уточняется количество и артикулы продукции, указанные в накладных на поставку. Перечисляется информация о расходе – местах проведения и специфики санитарной обработки, площади, назначении и типе помещения. Затем уточняются объемы остатков после проведения мероприятий по дезинсекции, дератизации, дезинфекции.
Назначение
В последующем при проведении плановых и внеплановых проверок наличие и порядок ведения этого документа просматривается в первую очередь. Просматривается хронология ведения записей, их системный характер и наличии необходимых дополняющих документов. Это могут быть приказы о назначении ответственного лица, акты выполненных мероприятий по истреблению грызунов, накладные на покупку препаратов.
Отсутствие журнала или неправильное его ведение может стать причиной:
- Наложения на предприятие штрафных санкций;
- Выдачи предписания о приостановлении деятельности до устранения выявленных нарушений;
- Предъявления иска о нанесении вреда окружающей среде или конкретным лицам в случае ведения хозяйственной деятельности без специальных мер дезинфекции и предоставлении отчётности об их проведении.
Пренебрежение установленными нормами может стать причиной неблагоприятных последствий для владельца бизнеса. Начинать деятельность без полного пакета документов не рекомендовано. Инспектор санитарной службы может появиться с проверкой в любой момент. Плюс контролирующие органы могут заинтересоваться объектом в случае появления жалоб от населения или партнёров.